МБОУ ООШ №2 г. КовдорЧетверг, 17.10.2019, 01:00

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Петрова Ксения 7Б класс | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Объявления [147]
Спорт [36]
учебная часть [29]
У нас в классе [25]
Поздравления [71]
Экскурсии [3]
У нас в школе [133]

Календаоь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск





















Ежегодный областной историко-литературный конкурс «Храмы России» имени В.С.Маслова

Тема: «Тема снежницы в творчестве Октябрины Вороновой»

Мурманская область город Ковдор
Автор: Петрова Ксения Викторовна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 7 класс
Руководитель: Меньшова Ольга Викторовна Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 2010г. 

1
Краткая аннотация.

В работе представлен анализ стихотворений Октябрины Вороновой из сборников «Снежница», «Чахкли», «Вольная птица», «Яма», «Поле жизни», «Хочу остаться на земле». В ходе выполнения работы проведены исследования лексического значения слов «мастерица», «умелица», «искусница», «волшебница», «кудесница», изучены этапы биографии, творческого пути поэтессы.

Аннотация.

Цель работы: исследовать лексическое значение слов «мастерица», «умелица», «искусница», «волшебница», «кудесница», этапы биографии, творческого пути Октябрины Вороновой. А также расширить кругозор в познании народов Севера.
Задачи: 1. Познакомиться с биографией Октябрины Вороновой.
2.
Прочитать и проанализировать стихотворение из сборников «Снежница», «Чахкли», «Вольная птица», «Яма», «Поле жизни», «Хочу остаться на земле». Методы исследования: – изучение биографических данных Октябрины Вороновой, – изучение стихотворений поэтессы, – сравнение. Гипотезе: тема «Снежницы» является ведущей в творчестве Октябрины Вороновой. Поэтесса посвятила немного произведений данной теме. В начале работы над исследованием я решила познакомиться со значением слова «снежница», мастерица», «умелица», «искусница», «волшебница», «кудесница», данными в толковом словаре. Далее познакомилась с биографией и со стихотворениями Октябрины Вороновой. Проведя исследования лексических слов «мастерица», «умелица», «искусница», «волшебница», «кудесница», биографии и творческого пути поэтессы, пришла к выводу, что снежница это собирательный образ.
3.
Оглавление.
I.Краткая аннотация стр.1
II.Аннотация стр.2
III.Введение
VI.Основная часть. «Тема снежницы в творчестве Октябрины Вороновой».стр.5
1. Причины, побудившие обратиться к данной теме.стр.5
2. История знакомства с биографией Октябрины Вороновой.стр.5
3. Стихотворения и тема « Снежницы» в них.стр.6
V.Заключение.стр.
VI. Список используемой литературы.стр. 4.

III. Введение.

Приступая к выполнению данной исследовательской работы, я четко определила для себя те цели и задачи, которые должна была решить, а именно: - прочитать стихотворения из сборника «Снежницы», - определить, какую роль играет зима в творчестве поэтессы. Кроме того, решая данные задачи, я невольно достигла и других целей: - усовершенствовала навыки и умения в анализе художественных произведений, - расширила свой кругозор в изучении произведений Октябрины Вороновой и в познании жизни народов Севера.
Теперь мне хотелось бы непосредственно перейти к самой работе.
 
5. IV. Основная часть. 1.

Причины, побудившие обратиться к данной теме. Есть на свете страна, которой нет на карте. Это страна детства. Едва человек повзрослеет, как на корабле памяти снова и снова отправляется в эту удивительную страну, чтобы хоть на миг попасть на залитую солнцем земляничную поляну или туда, где «рдеют гроздья брусники средь белых застуженных ликов». Однажды в библиотеке мне встретилась книга О.Вороновой «Снежница». Это название заинтересовало меня. Прочитав книгу Октябрины Вороновой, мне захотелось побольше узнать о саамской поэтессе и о том, как в своих произведениях она рассматривает снежницу-зиму.
История знакомства с биографией Октябрины Вороновой. Биография любого поэта – в его стихах. Творчество Октябрины Вороновой - тому подтверждение. Читая её стихотворения, я узнала, что родина поэтессы – становище Чальмны Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов»: Вы глядите, не мигая, в душу светлую мою, Все, зрачки родного края, я повсюду узнаю. Еще в детстве молчаливая, тихая, Октябрина пугалась шума, уединялась. Родителям, привыкшим к просторам тундры, к ее размаху, весеннему неумолчному гвалту, так естественно передающему человеку энергию и активность, дочь казалось странной. Из уединения девочка выходила, нашептывая непривычно звучные слова. Тогда еще безграмотные, не имевшие письменности саамы не знали, что такое стихи. Будущая поэтесса училась любить свой народ, ценить его древние традиции, понимала, что «все на свете имеет свой голос и звук», а главное в жизни - «солнце, тундра, река, мать, отец и земля»: Сплю и вижу, как в завязке Молодого чудо-дня В куваксу заходят сказки И садятся у огня. Здесь Октябрина Воронова почувствовала свою нерасторжимую любовь с тундрой: «Тундра моя – моя жизнь и любовь навсегда» . Стихотворения Октябрины Вороновой и тема «Снежницы» в них. Дальше я решила прочитать её стихи, где встречается образ снежницы: В апреле начинает таять снег. И хоть покрыта тундра белизною, И хоть еще не скоро быть весне, Но все уже наполнено весною. Еще немного – И пойдет вода. Сначала робко, Между льдом и снегом. Потом осядет снег, Не станет льда, – И талая вода зайдется в берега. («Снежница») . Поутру, по январю Снег укрыл дома. Я тебя благодарю, Снежница-зима, Вот за эту белизну Над лесной грядой, За зеленую сосну Ставшую седой… («Снегопад») Я задумалась: кто такая Снежница? Подобрав ряд созвучных слов, получилась интересная цепочка: мастерица, умелица, искусница, волшебница, кудесница. Я решила узнать лексическое значение этих слов. Вот что у меня получилось: кудесник – это волшебник, колдун, волхв, искусник - человек, искусный в каком-нибудь деле, волшебник - колдун, чародей. Следовательно, Снежница - собирательный сказочный образ, несущий в себе женское начало. Чем же тогда занимается Снежница? Раскрашивает стекла серебром, согревает все живое. Первая мысль, которая возникла у меня после чтения этих строк – это мысль о том, что поэтессе очень близка тема зимнего состояния природы, она чувствует север, как никто другой. Может быть, та маленькая девочка в дни пребывания в Ловозерской тундре и уединялась, чтобы потом сложились стихи, такие незамысловатые и понятные каждому человеку? О.Воронова благодарит свой край за то, что он суровый и нежный, израненный и счастливый, неповторимый, а главное добрый. Во всех стихах Октябрины Вороновой звучит сердечность, открытость чувств. Снегиря вижу рядом. Ты куда такой нарядный?. Иль, дыханье затая, Ждешь свиданья, как я? 8. Там, где она обращается к родной природе, ее стихи красочны, энергичны, жизнеутверждающи: Маленький олешек робко тычет Белую мордашку в белый мох. Соком наливается брусника. Солнце свет на тундру щедро льет. Очень скоро мама-олениха Пополненье в стадо приведет. Или: Протянулась Кольским краем Далеко-далеко, Как попутчица людская, Олмэ-варда-ёгын. То бурлит среди утесов, Как орлиный клекот, То замрет в спокойных плёсах Олмэ-варда-ёгын. Стихи Вороновой тревожат души стремлением к вечным истинам добра и любви, простотой и красотой, потому что они - живые! В этой простоте и естественности строк воплощается прочность и устойчивость народного уклада жизни, его поэтичность. Я стою у крыльца, На пороге родимого дома. Белизна, белизна без конца… Как все это знакомо! Знаю: холод и снег Повторяются неоднократно. Но года, Что прожил человек,- Невозвратны. Как любила я эти края, Утро каждое песней встречая!...
И теперь я поняла, что стихотворения Октябрины Вороновой о доме, о любви, о природе, о труде, о бытовом укладе, о национальных традициях. В них горит огонь любви к родному краю, в них нет свирепых ветров, жестоких морозов. И природа здесь - живой организм, друг, спутник: «Снег лежит в сугробах пыльных, Легкий, мягкий, словно пыжик». «Так чувствовать Север может только рожденный на Севере, для которого Север – не экстремальность, не отчуждение, не край героического (и сурового!) покорения, а дом родной – извечный, уютный, с мягким, как пыжик, сугробами»,- писал о ней другой северный поэт Владимир Санги. Природа и человек – все переплелось в её стихах. От имени матери обращается к ребенку, по-доброму напутствуя его в мир, поэтесса скажет: «Будешь, словно резвый олененок, В летней тундре набираться сил». А тундра у неё – земля «в новом платье, сотканном из листьев и цветов. «Край полярный – каменистый и родной навеки край»,- говорит Октябрина Воронова. Прочитав стихи поэтессы, я стала глубже понимать культуру "оленьего народа”, мне захотелось больше узнать об их жизни, обычаях, языке. Жаль, что такие, как Октябрина Воронова, редко встречаются среди нас. Они могли бы нас учить видеть и понимать природу.

V. Выводы.

Подводя итог, могу сделать определенные выводы: 1. Поэтесса говорит о Снежнице как о собирательном образе, несущем женское начало (родины, матери, дочери, жены, сестры) 2. В ее стихах звучит любовь к родному краю.

 
 VI. Литература.

1. Воронова О. «Чем ты притягиваешь, родина».
2. Воронова О. Сборник стихов; Мурманское книжное издательство, 1986г.
3. Пантелеева Л.Т. Литература Кольской земли, Мурманск, МОИПКРО, 2004г.
4. Пантелеева Л.Т. «Храни огонь родного очага», Мурманск, 1993г.

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 138

полезные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





АИС Электронная школа



Портал видеонаблюдения за ЕГЭ

Институт развития образования



Отдел общего, дополнительного образования и воспитания УО




МБОУ ООШ №2, г. Ковдор Мурманской области © 2019
Сервер сайта расположен на территории Российской Федерации